Company Logo

Ангкор и Сием-Рип (Камбоджа)

Итак мы перешли границу, уселись в такси Тойота Камри и тихо-мирно поехали в сторону Сием-Рипа. Дорога была на удивление хорошей - и по времени заняла 2-2,5 часа. Все-таки ее действительно достроили до конца и не нужно уже было как несколько лет назад трястись по пыльным ухабам много-много часов, что на такси - что на автобусе. Видно приток туристов делает свое дело и помогает развивать хоть какие-то части Камбоджи. Но надо помнить - что в глубинке страны до сих пор царит бездорожье, нищета и не разминированные леса/джунгли.
У въезда в город мы пересели в тук-тук и сказали ехать к Smiley GH. Водила стал отговаривать от этого геста - мол далеко очень от Old Market - который считается практически центром города. В принципе я с ним была согласна. Но предоставлять право выбора жилья тук-тукеру не захотела. Поэтому присмотрела на карте гест близкий к рынку, но при этом находящийся в более тихой и зеленой зоне, а именно Garden Village GH, куда и скомандовала ехать. По дороге водила стал предлагать нам свои услуги для поездки в Ангкор. Ну мы и выдали ему - что планируем в этот день прокатиться туда на великах :)
О! Чего мы в ответ только не услышали - мол и устанете очень - пока доедете - 10 км туда, на храмы пока заберетесь пока спуститесь - потом опять ехать - very tired, плюс накладно выйдет - велик 2 бакса, у храмов parking 1-2 бакса. В общем по его словам выходило, что Ангкор на великах - гиблое дело :) Ну мы все равно отказались. Смысл брать на полдня тук-тук, все равно толком ничего не успеем осмотреть - а на велике хоть покатаемся - разведаем обстановку.
В Garden Village нам предожили номер на 2-х (в котором и 3-ем будет неплохо) за 8 баксов (с горячей водой и вентилятором). Понравился простор в комнате и тихая зеленая территория геста.

Так же порадовал бесплатный и-нет на компах у ресепшена. Пока регистрировались познакомились с полупьяным дредастым чехом, который очень обрадовался –когда узнал что я знаю про Прагу и даже была в его стране. Правда название г/л курорта Рамзова ни о чем ему не сказало.
Судя по амбарной книге - в гесте этом преобладали канадцы, на 2-м месте европейцы, а русских кроме нас там не было. По профессиям там лидировали волонтеры, далее шли студенты и учителя. Нас я тоже записала в ряды студентов, все равно мы на них больше похожи :)
Побросав вещи в номере мы отправились на поиски еды, а заодно и велика. Из сайта talesofasia.com я знала про вроде как неплохие ресторанчики Dead fish и Tell Restaurant. Но увидив там цены явно больше 1-2$ мы решили не выделываться и скромно покушать в более дешевой кафешке по дороге.
Noodle soup with chicken - 1,5 бакса, fresh mango juice - 1 бакс.
В кафешке разговорились с очередными иностранцами -внешне арабы - но живут в Европе. Пока мы с Олькой болтали о чем-то - эти двое очень внимательно прислушивались к нам - потом сказали - что им русский язык очень нравится – красиво звучит) Но похож на польский. Нас потом еще неоднократно принимали за поляков. А однажды даже за ирландцев - из-за моих рыжих волос.:) Русских в нас мало кто уличал с первого взгляда), видать одевались более по-европейски).
Недалеко от кафешки нашли велики горные - 2-х подвесочные за 2 $ в день. Благодаря мягкому сидению и амортизаторам катание по ухабам Сием-Рипа было очень комфортным. Вот только скорости переключались очень плохо. Справились с ними только при подъезде к Ангкору. Билет на 1 день стоит 20$, на 3 дня - 40$ (причем надо выбрать какие именно 3 дня на неделе вы планируете посвятить Ангкору). Билет надо держать все время при себе - часто где его спрашивают.
Чтобы иметь хоть какое-то представление об осматриваемых храмах мы взяли с собой распечатку обобщенной инфы по Ангкору и карту местности. Эта скомпонованная информация по Ангкору заменила нам гидов и книжки.
В Ангкор Ват поехали через западные ворота. Перед мостом оставили велики - прицепив их к хилой оградке. Было конечно опасение - что могут спереть, но рассудили – что вряд ли кто будет на глазах у толп иностранцев перерезать ключ, ради того чтобы умыкнуть эти полуразбитые велы. Плату кстати за "парковку" никто там не требует!
В Ангкор Ват мы прибыли уже во второй половине дня - как раз когда там тусили целые толпы туристов - и преобладали конечно шумные китайцы. Больше всего поразило меня в них странное желание фоткаться на фоне всего подряд - чуть ли не у каждого куста. Из-за этой их патологической любви к позированию они заполоняли все пространство храма - и сфоткать древности без людей было довольно проблематично.
Хотя фоткала я как оказалась зазря - потому что не проверила настройки - и засняла весь Ангкор при ISO 1600. Обработка фоткам конечно мало помогла. Так что не судите строго. В реальности там очень красиво и атмосферно. Особенно когда мало людей.
Ангкор Ват
Photobucket

Очень много везде барельефов. Преобладают с изображением Апсар (небесных полубогинь-танцовщиц).

Почти в каждом храме встречаются подобное места поклонения:

В одном месте нам всучили ароматические палочки - усадили перед Буддой, сфоткали весь этот спектакль и потребовали за это денег :) Так что не поддавайтесь на подобные провокации, если нет желания отдавать запросто так деньги.
Кстати именно в Ангкоре я увидела множество камбоджийских детей, пытающихся продать туристам открытки. Взрослые там продают вещи посерьезнее - книги, картины, шмотки, сувениры, ну и конечно еду. Возле каждой стоянки тук-туков рядом с очередным храмом разбит небольшой базарчик.
Все-таки большое скопления народа мешает прочувствовать особую атмосферу в этом месте. Поэтому надолго мы там не задержались и отправились искать Пном Бакенг. Дабы с очередной толпой туристов посмотреть закат. Соглашусь идея была неразумная…
Многонациональная толпа в ожидании заката.

И почувствуйте разницу – кусочек Пном Бакенга без людей.

Кстати полноценного заката мы так и не увидели, появилось большое облако и всех обламало  Китайцы аж все дружно издали вздох разочарования и свалили быстрее всех. Решили видимо –что зря взбирались по крутым ступенькам с кучей фототехники. Ну а мы покайфовали там до полного заката и только после этого отправились искать где же мы оставили свои велики .
Возвращались в Сием-Рип мы уже в полной темноте (после 6-ти вечера там как ночью). Как только въехали в город – сразу прочувствовали - насколько там активное движение – куча машин, скутеров, великов, и такое впечатление – что на правила всем чихать. Но благодаря тому, что никто не гоняет и легко уступают дорогу –никаких проблем не возникает. Плюс привычное нам правостороннее движение, не то что в Тае.
В тот же вечер нашли тук-тукера на след. День. Договорились на Большой круг без Ангкор Вата (только восход над ним посмотреть) и Пном Бакенга за 12 баксов. Причем ради восхода решили выехать в 5 утра. И кстати правильно сделали.
Напротив больницы нашли крытый базарчик – где помимо сувениров и шмоток продавались фрукты – бананы, драгон-фрукт, рамбутан, манго, яблоки, апельсины и т.п. Напробовались всего этого и купили что понравилось (цены примерно одинаковые – 1-2 бакса за кг).
А в своем гесте узнали про трансфер до Ко Чанга – стоил он 14 баксов за человека и включал автобус до причала в Трате и паром на остров. Решили, что так и поедем, т.к. геммороиться с самост-ой поездкой не хотелось. Пришлось бы ехать вначале до Пойпета, затем в АраньяПратхет ждать автобуса до Чантхабури, там пересаживаться на другой уже до Трата и затем уже на сонгхтео ехать на пристань. Смущало множество пересадок и непонятки с расписанием. Ну и к тому же, думаю это вышло бы дороже 14 баксов.
Следующий день начался с подъема в 4 утра и выезде в 5 утра из геста на тук-туке. Мы не ожидали, что он будет гнать так быстро – и основательно задубели пока добрались до Ангкор Вата. Там мы потусили на берегу канала с полчасика – дожидаясь восхода солнца. Честно говоря –ничего сверхкрасивого я там не увидела. Можно было вполне обойтись и без этого зрелища.
sunrise. Angkor Wat
Далее наш путь лежал в Ангкор Том – неприступную столицу, защищали которую от врагов не только стены и рвы, но также 200 ликов бога сострадания с внешностью короля Джаявармана VII, обращенные во все четыре стороны.

Все эти лики можно увидить в храме Байон, расположенном в центре Ангкор Тома. По счастью, там почти не было людей и мы наконец смогли насладиться тишиной и древностью. Байон мне понравился больше всего в Ангкоре. Далее по списку – Восточный Мебон и Пре Руп. Но о них позже.

Теп Пранам с Буддой.

Запомнился мне еще Неак Пеан – храм с лечебными водоемами. Когда-то их было 13, а сейчас восстановлены 5 водоемов. Каждый из которых символизирует одну из стихий – Земля, Вода, Огонь, Воздух и центральный водоем посвящен Эфиру (космической стихии). Если верить прочитанным источникам – эта система была построена согласно традициям аюрведы – когда на состояние человеческого организма влияет сочетание стихий. Поэтому паломники, приезжающие в Неак Пеан омывали свои тела в водоеме с той стихией, недостаток которой они испытывали.
Было еще 2 разных храма с обвившими стены корнями деревьев.
Это кажется Преа Кан.
Помимо дерева, там еще много интересных барельефов. Правда уже трудно вспомнить где именно я сфотографировала вот этот:

А это Та Сом. Но он совсем маленький. И народ туда идет кажется только ради подобного кадра.

А вот и понравившиеся мне Восточный Мебон и Пре Руп. Они довольно сильно похожи по архитектуре, поэтому уже сложно понять к какому именно храму относятся следующие кадры. Ну может знатоки Ангкора и смогут различить их.
Photobucket

В Та Пром мы не попали – больше по своей вине конечно. Тук-тукер после Пре Рапа сказал, что это последний храм данного маршрута. А мы так устали и насытились храмами, что склонны были согласиться ехать домой. Теперь жалею, что не договорились заехать в этот специально не расчищенный от корней деревьев и известный по фильмам храм.
В общем мы не последовали советам посвятить Ангкору минимум 3 дня, и управились за 1,5. Может и правильно сделали – потому что у каждого свой предел насыщения древностями, и нет смысла продолжать осмотр – если этот предел уже наступил.
Но это вовсе не означает, что история с Ангкором для нас закончена. Теперь, когда я увидела пусть и не все – но все-таки значительную часть Ангкора своими глазами, а после этого еще раз прочитала про него – мне хочется еще раз побывать там и уже более внимательно и осознанно пройтись по древней столиции империи, властвующей почти по всей Юго-Восточной Азии.

P.S. Из Камбоджи мы снова поехали в Тай - но уже на Ко Чанг, где было много покатушек на скутерах, купания в море и тайского массажа. Про это и про Бангкок поведаю в следующей и надеюсь заключительной части :)